Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Ученый НИУ МГСУ выступает за сохранение вокзала во Владимире

Ученый НИУ МГСУ выступает за сохранение вокзала во Владимире

Ученый НИУ МГСУ выступает за сохранение вокзала во Владимире
15.03.2023

Эксперты сферы охраны памятников города Владимир недавно проголосовали большинством голосов против постановки городского железнодорожного вокзала на охрану в качестве Объекта культурного наследия. С этим решением не согласны многие историки архитектуры, которые считают вокзал настоящим образцом советского модернизма. Среди них ректор МАРХИ, президент РААСН Дмитрий Швидковский, историк советской архитектуры Константин Антипин и многие другие.

Доцент НИУ МГСУ, советник РААСН, кандидат искусствоведения Николай Васильев против необдуманного решения местных чиновников и экспертов:

«Вокзал во Владимире достоин сохранения в своих оригинальных формах и, главное, видимых каждому пассажиру и жителю города материалах стен, членениях оконных проемов, деталях осветительной арматуры, произведений прикладного и монументального искусства.

В первую очередь – как памятник отечественной архитектуры эпохи модернизма, не первых послевоенных лет и восстановления, но развитой архитектурной мысли позднесоветского времени. Эта эпоха модернизма крупных мастеров была достаточно долгой и на поколение отстояла от пертурбаций и реформ борьбы с излишествами, освоения новых конструкций и материалов, безудержной типизации и упрощенчества.

Крупные общественные здания 1970-х стали во многом лицом советской архитектуры, не менее важным и уж точно более позитивным в художественном плане, чем массовое панельное жилье. Увы, вокзалы (и железнодорожные, и речные, и аэро) этого времени стремительно уходят. На той же Горьковской железной дороге совсем недавно был «обновлен» вокзал в Нижнем Новгороде – кроме свежих отделочных материалов и сохранения общих объемов здания ничего нового мы не получили, но потеряли и белоснежную фактуру ребер-пилонов, и люстры, и едва не потеряли мозаичное панно. Под угрозой и вокзал в Твери.

Владимирский же интересен еще и тем, что он остается частью инфраструктуры Золотого Кольца – иногда единственным вообще модернистским зданием, заметным туристам кроме, разве, туристического комплекса Суздаля. Его «крепостные» бруталистские формы вполне комплиментарны белокаменным храмам XII века и, несмотря на кажущуюся современность, за почти полувековую жизнь вокзал вписался в исторический ландшафт Владимира.

Независимо от получения охранного статуса к зданию вокзала необходимо отнестись уважительно, сохранить основные визуальные характеристики: толщины пилонов и ребер внешних стен, профиля и шага оконных импостов, цвета и, по возможности, фактуры поверхности. Более того, многие изменения, произошедшие в постсоветские десятилетия, перепланировки, выгородки, зашитые проемы, сейчас можно было бы «откатить» назад, поскольку возможности современного строительства, если поставить задачи правильно, позволили бы воплотить замысел 1970-х лучше и качественнее. К примеру, это касается гидро и теплоизоляции, особенно остекления.

В тех случаях, когда мебель в зале ожидания, осветительная арматура, материалы обшивки фальш-потолка, и т.п. дизайнерские решения были утрачены, новые дополнения целесообразно увязать со стилем 1970-х, не придавая им «ультрасовременных» форм, поскольку они выйдут из моды и морально устареют уже через несколько лет – в то время как мощный выразительный стиль 1970-х уже не рискует выйти из актуальности, поскольку он давно стал частью всеобщей истории архитектуры.

К сожалению, подходы РЖД к реконструкции вокзалов, как дореволюционных кирпичных и деревянных, так и советских, реализуемые при попустительстве местных властей, – давно стали примером варварского отношения к историческим зданиям. Положительных примеров, увы, крайне мало. Хотелось бы, чтобы здесь появился один».

https://archi.ru/